-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vagasa

 -Подписка по e-mail

 

О родственности духовного наследия башкирского и казахского народов

Среда, 20 Февраля 2013 г. 19:34 + в цитатник
О родственности духовного наследия   башкирского и казахского народов
 
Оценочные категории, которыми Абай Кунанбаев апеллирует к казахскому народу, безоговорочно можно отнести и к башкирам. Если не ограничивать себя «решеткой» исторических фактов, это - достаточно очевидный аргумент в пользу родственности духовных истоков   башкирского и казахского народов. Несмотря на то, что ментальность, в силу своей глубины, не только не поддается четкой вербализации, но и представляет собой явление, не подлежащее конкретному определению, в данном случае явно ощущается общность на уровне глубокой ментальности данных двух народов. Единство духовных корней очевидна. 
 
Сопоставительный анализ народной мудрости показывает, что у обоих народов наличествуют идентичные эмоциональные архетипы, которые отобразились в песнях, поговорках, пословицах. Значительная общность сюжетов и героев повествования, места и времени действий свидетельствуют о тесной взаимосвязи исторической жизни  казахов и башкир в общетюркскую и ногайскую эпоху, а также об известном родстве некоторых этнических процессов (башкирский «Кузыкурпяс и Маянхылу» и казахский «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Таргын и Кужак», «Алпамыш», «Идукай и Мурадым» и др.). 
 
 
Башкирское народное творчество ясно отражает глубокие изменения, произошедшие в жизни народа после принятия башкирами российского подданства. Этот длительный процесс противоречиво воспринимался башкирским обществом и нашел еще более противоречивое отношение в Казахстане. Анализ башкиро-казахских взаимоотношений незаменим при исследовании не только продвижения России в Казахстан, но и инкорпорации самого Башкортостана в состав России, и связанных с ней исторических проблем.
 
Естественно, что история наложила на эти народы оттенок диссимилятивно – ассимилятивных процессов. При этом необходимо отметить, что эти явления имели свое развитие только на уровне традиций и быта. Видимо, данные исторические реалии не в состоянии в корне видоизменить то, что мы называем ментальностью народов. Идентичность духовных истоков ментальности башкирского и казахского народов очевидна. Изучение данного вопроса – дело времени для ученых-исследователей. 
 
© Сауле Вагапова
Рубрики:  Свое (размышления, публикации)
Метки: