-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vagasa

 -Подписка по e-mail

 

Семья (родители) как основа эмоциональной социализации ребенка

Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 13:11 + в цитатник
Семья (родители) как основа эмоциональной социализации ребенка
 
Разработки последних десятилетий, которые обратили взоры на чрезмерную важность эмоциональной сферы, позволяют осознать, что эмоция – это не кратковременное проявление состояния души. Это - сопровождающий фон жизнедеятельности человека, определенный ракурс восприятия человеком не только тех или иных событий, а восприятие и отношение к жизни.
 
Далеко не случайно в научном мире закрепились такие понятия, как «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетентность». В силу этого будет правомерно сегодня говорить и об «эмоциональной социализации». Такой подход расставит на свои места семью и школу в размышлениях о социализации ребенка. Ответственность за эмоциональную социализацию при таком подходе, бесспорно, ложится на семью. 
 
Сильный эмоциональный негатив, который может заложить семья в детском возрасте в человека, можно определить как «синдром незащищенности». В детском возрасте мы не в состоянии оценить общественный механизм собственной защиты. Защищенность или отсутствие таковой ребенок воспринимает на уровне эмоций. Данный «синдром незащищенности» в состоянии сопровождать человека в последующем всю его сознательную жизнь, лишая его «эмоциональной компетентности». 
 
Следует отметить, что «синдромом незащищенности» страдают люди, которые в прошлом были послушными, впечатлительными и восприимчивыми детьми. Которые, к слову сказать, не доставляли особых проблем своим поведением. При работе с родителями службам психологического сопровождения очень важно, на наш взгляд, акцентировать внимание на данный аспект. 
 
 
Как показывает практика, должной четкости в распределении функций родителей и школы нет не только у самих родителей, но и у школьных психологов. Это приводит к частым попыткам со стороны родителей переложить на школу те миссии, которые для школы функционально не выполнимы. Школа ответственна в большей степени за когнитивный аспект социализации ребенка. Эмоциональная сторона социализации индивида лежит на плечах родителей.    
 
При многогранности эмоциональной социализации ребенка в семье явственно выделяются два аспекта.
  • Первый аспект, - по принципу «яблоко от яблони…». Ребенок вбирает в себя дух неуверенности, тревожности, который присутствует как доминанта, в эмоциональном состоянии родителей. Об эмоциональной репродуктивности, образно выражаясь, отцов и детей, очень много говорит современная художественная литература.
 
К примеру, в одном из художественно – психологических произведений популярного польского писателя Януша Леона Вишневского, описывается характерная история: «Когда Ася была еще совсем девочкой, она не стыдилась ни худых и кривоватых ног, ни жалких платьиц, которые мама все время перешивала и перекрашивала, и над которыми смеялись ее одноклассницы. Она стыдилась только пьяного отца, который часто валялся на скамейке около их дома. Отец пил всегда, мама всегда плакала, она всегда стыдилась. Жених освободил ее от этого стыда. Он не пил и увез ее в Варшаву. Как же она могла не любить его? ».
 
У Харуки Мураками, у Джона Апдайка и у многих других писателей современности ненавязчиво проводится ярко выраженная мысль: мы можем отличаться от своих родителей по своему образованию, по вкусам и наклонностям, но мы непременно повторяем те эмоциональные акценты, которыми сопровождалась жизнь наших мам и пап. 
 
Подчас за безапелляционными мамиными диагнозами-утверждениями типа «неусидчив», «агрессивен», «раздражителен» и т.д. кроется глубокая эмоциональная трагедия ребенка. Которая, к сожалению, ничего не представляет для его родителей. Все эти примеры заставили обратить внимание на то, что и родители имеют идентичные со своими детьми эмоциональные привычки. То есть ребенок в большей степени, чем что - либо другое, впитывает и выражает эмоциональные акценты жизни своих родителей. Беседы с родителями достаточно ярко показывают, что их ребенок проходит процесс интеграции в общество тем же эмоциональным путем, как проходили его родители. Все эти наблюдения породили интерес к эмоциональному аспекту социализации ребенка. И привели к убеждению, что базовым в процессе становления индивида выступает эмоциональная сторона.
 
  • Второй аспект можно обозначить как «давление властных родителей». Как правило, таковым выступает один из родителей ребенка. Трудно выделить процентное соотношение: больше таких мам или пап? Грешат этим как те, так и другие. Недавняя моя клиентка, студентка педагогического колледжа, в возрасте 18 лет, рассказывала: «Я хочу, но не могу перечить своему папе. Не только не могу перечить, но не могу даже смотреть ему в глаза. Я не в состоянии находиться с ним в одной квартире, когда дома нет мамы или брата». 
И многие властные мамы напрочь забывают о том, что их чадо в будущем станет мужем. И пусть ему попадется хорошая, добрая жена. Так как послушный мальчик с такой мамой станет в будущем тем мужем, которого в народе называют «подкаблучник». У понятия «маменькин сынок» есть две стороны. Мы как – то привыкли связывать эту формулу с проявлением таких качеств как изнеженность, неумение действовать, и очень редко задумываемся о другой стороне этого народного определения – такой мужчина попадает под власть другой мамы, имя которой «жена». Власть эта опасна для него, т.к. это власть – эмоциональная. Он будет вести хозяйство, зарабатывать немалые деньги на содержание семьи, но эмоционально он обречен на рабство от женщины.  Иногда можно наблюдать сочетание этих двух аспектов, что приводит к сильной консистенции обозначенного выше «синдрома незащищенности». 
 
Как видим, в службах психологического сопровождения работа с детьми – это, по сути, работа с их родителями. Причем, работа, требующая не только системности и знаний, но импровизации и глубокой интуиции психолога. Речь при такой работе должна идти, на наш взгляд, о попытке изменения или корректировке философии восприятия действительности самими родителями. 
 
Опыт работы в Центре психолого – педагогического сопровождения показал, что подавляющее большинство проблем, с которыми родители приводят своих детей на прием к педагогу – психологу, имеют эмоциональную подоплеку. Мы считаем, что важным аспектом в социализации ребенка выступает формирование эмоциональной основы восприятия им окружающей действительности. Службы психологического сопровождения должны выступать основным институтом в данном направлении. 
 
©Сауле Вагапова
 
Рубрики:  Свое (размышления, публикации)
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю